КАК ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ИСПОРЧЕННЫЙ ОТПУСК

Если во время отдыха у вас приключился форс-мажор, эти советы помогут восстановить справедливость.

Вот вот уже и лето — сезон отпусков, ярких путешествий, лазурного моря, пляжей и солнца. И, конечно же, самая жаркая пора для туроператоров и авиаперевозчиков.

Именно летом риск того, что что-нибудь в долгожданном и так тщательно спланированном отпуске пойдет не так, крайне велик. Тут и задержки рейсов, и утери багажа, и не та гостиница, на которую вы рассчитывали. Поэтому сегодня я хочу рассказать, что нужно знать туристам, чтобы обезопасить себя и свой багаж во время путешествий, а также получить компенсацию в случае возникновения проблем.

Самое важное — всегда читайте договор. Ознакомьтесь с обязанностями авиаперевозчика и туроператора. Просмотрите все, написанное мелким шрифтом — не ленитесь! Это может сильно облегчить вашу жизнь в дальнейшем, если что-то пойдет не по плану.

И вот вы в аэропорту. Если ваш рейс задержан, стоит поставить отметку об этом на самом билете, что поможет получить компенсацию или возврат денег за билет. Ее ставит представитель авиакомпании, который регистрировал вас на рейс. При этом не имеет значения, летите вы обычным или чартерным рейсом. Даже если лоукостером — ваши права сохраняются.

Бывают случаи, когда задержка рейса может плавно перерасти в его отмену. Тогда вас обязаны доставить в пункт назначения следующим возможным рейсом перевозчика или авиакомпании-партнера. Если же такой возможности нет, деньги за билет возвращают в течение 7 дней. Сумма компенсации, которую можно дополнительно требовать у авиакомпании в этом случае, составит от $135 до $650 на одного пассажира.

В зависимости от того, кто продавал вам билеты — непосредственно авиакомпания, туроператор, консьерж-служба банка — именно у них и будет право требования компенсации у перевозчика. И тут больше всего не повезет туристам, купившим авиабилеты через туроператоров. В большинстве случаев последние пытаются снять с себя ответственность, "переводя стрелки" на авиакомпанию, а та — отправляет людей обратно к туроператорам.

И вот тут на помощь потерпевшим придет закон о правах потребителя и о туризме, в соответствии с которым, по договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязывается предоставить на заказ другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязывается его оплатить. Ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение условий договора на туристическое обслуживание перед туристом несет туроператор.

Если ваш рейс отменили, сумма компенсации, которую можно дополнительно требовать у авиакомпании, составит от $135 до $650 на одного пассажира

Качество туристических услуг должно отвечать условиям договора. А если все пошло не по плану — путешественнику поможет закон. Субъект туристической деятельности, нарушивший законодательство в своей отрасли при предоставлении туристической услуги, что нанесло вред туристу, обязан возместить ему убытки в полном объеме, если договором или законом не предусмотрено возмещение в меньшем или большем размере. Срок, в течение которого можно требовать компенсацию, составляет 3 года — это срок исковой давности, прописанный в законе.

Давайте рассмотрим пример с задержкой рейса.   Если самолет задержали более, чем на 4 часа, авиакомпания должна предоставить людям:

  • питание и прохладительные напитки;
  • два бесплатных звонка, возможность передачи телекс/факс сообщения или e-mail, исходя из технических возможностей аэропорта; 
  • трансфер по маршруту аэропорт-отель-аэропорт;
  • место в отеле, если вы вынуждены ожидать вылета в течение одной или более ночей.

Если же чего-то из перечисленного вам не предоставили или задержка рейса нанесла серьезный ущерб (например, вы потеряли бронь в гостинице) — требуйте компенсацию.

Теперь стоит побеспокоиться о багаже.  "Итак, что делать, если вдруг именно вашего багажа не оказалось на багажной ленте? Первым делом стоит обратиться в службу розыска багажа — Lost & Found, где, при наличии багажной квитанции, вам предоставят форму для заполнения, в которой необходимо будет указать ФИО, номер рейса, контактные данные, маршрут, номер билета и описание багажа. Если в течение трех дней багаж найдется, с вами свяжутся для решения вопроса о доставке.

Если же пройдет более, чем 21 день — увы, багаж будет считаться утерянным, но вы сможете претендовать на компенсацию за утраченные вещи. Ее размер определяется Монреальской и Варшавской конвенциями, а также внутренними правилами компаний, поэтому каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Нужно помнить, что максимальный размер компенсации не будет превышать $1500, поэтому золотые слитки и драгоценности стоит перевозить в ручной клади. Однако шансы действительно есть, а это значит, что стоит попробовать. Возможно, в следующий раз туроператор несколько раз подумает, стоит ли портить отпуск своим клиентам

Давайте рассмотрим еще одну стандартную ситуацию — турист прилетел, а его поселили в другую гостиницу. По закону, если по каким-то причинам появляется необходимость заменить жилье, человеку должны предоставить гостиницу того же класса, как он бронировал, или выше. Если же его не устраивает переселение, он имеет право на компенсацию. Важно помнить, что все нужно документировать. Если вас переселяют — возьмите у менеджера документ, который сможет это подтвердить. Делайте фото для доказательств того, что  новые условия не соответствуют оплаченным услугам.

Давайте рассмотрим еще одну стандартную ситуацию — турист прилетел, а его поселили в другую гостиницу. По закону, если по каким-то причинам появляется необходимость заменить жилье, человеку должны предоставить гостиницу того же класса, как он бронировал, или выше. Если же его не устраивает переселение, он имеет право на компенсацию. Важно помнить, что все нужно документировать. Если вас переселяют — возьмите у менеджера документ, который сможет это подтвердить. Делайте фото для доказательств того, что  новые условия не соответствуют оплаченным услугам.

Компенсацию можно требовать также в случае, если вам, например, должны были провести пять экскурсий, а провели лишь одну. Но тут стоит еще раз напомнить о важности чтения договора перед его подписанием, поскольку там может быть мелким шрифтом указано, например, в какую именно гостиницу вас могут поселить в случае непредвиденных обстоятельств. К слову, обо всех изменениях туриста должны предупредить не позднее, чем за три дня до вылета.

Если туроператор отказывается возмещать убытки — смело отправляйтесь в суд. Вероятнее всего, процесс будет долгим и сложным, однако в результате вы имеете все шансы получить не только деньги, потраченные на путевку, но и моральный ущерб. Его размер в законе не прописывается, но из общей практики могу сказать, что суммы эти далеко не космические —  максимум до 10 тыс. грн. И это в случае, если суд вообще примет решение о моральной компенсации, что в нашей стране, к сожалению, случается не часто.

Удачных вам путешествий и не забывайте о своих правах!

Источник: ТСН